Статьей 19
Закона о судебных приставах предусмотрено, что надзор и контроль
за деятельностью судебных приставов осуществляют Генеральный
прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре
Российской Федерации" определяет, что прокуратура РФ осуществляет
надзор за исполнением законов судебными приставами.
Настоящий законодательный акт определяет основания и методы
осуществления прокурорского надзора.
Кроме того, в своей деятельности по осуществлению надзора за
исполнением законов судебными приставами прокуроры руководствуются
такими ведомственными нормативными актами, как:
- указание Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 1999 г. N 19/38
"О мерах по обеспечению прокурорского надзора за исполнением
законов при осуществлении судебными приставами своих функций с
целью предотвращения обращения взыскания на имущество
мобилизационного назначения";
- указание Генеральной прокуратуры РФ от 12 мая 2009 г. N 155/7
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов
судебными приставами".
Предмет надзора.
Статья 29 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
констатирует, что предметом надзора являются соблюдение прав и
свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения
заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях,
выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения
расследования, а также законность решений, принимаемых органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие.
Полномочия прокурора.
На основании ст. 22 того же Закона к полномочиям прокурора по
надзору за исполнением законов ФССП России относится право:
знакомиться с любым исполнительным производством; иметь доступ к
его документации и материалам; проверять исполнение законов в
связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах
нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных
лиц указанных органов представления необходимых документов,
материалов, статистических и иных сведений; требовать выделения
специалистов для возникших вопросов; требовать проведения проверок
по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,
ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им
организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по
поводу нарушений законов; опротестовывать противоречащие закону
правоприменительные акты судебных приставов - постановления;
обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании
таких актов недействительными. Прокурор должен знать о месте и
времени рассмотрения его протеста, он также имеет право
участвовать в этом рассмотрении. Прокурору субъекта РФ или его
заместителю представляются материалы и дела, требующие согласия
или санкций на производство следственных действий, продление
сроков проверки или расследования; утверждения обвинительных актов
и постановлений о прекращении уголовных дел, возбужденных
дознавателями ФССП России.
Меры прокурорского реагирования.
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской
Федерации" прокурор при выявлении фактов нарушения
законодательства вправе и обязан принимать меры прокурорского
реагирования. Целью таких мер являются пресечение нарушений
закона, наказание виновных и профилактика подобных нарушений в
дальнейшем.
Важными для прокурора средствами защиты закона в ходе
исполнительного производства являются возможность принесения
представления об устранении нарушения закона, допущенного в ходе
исполнительного производства, протеста на противоречащий Закону об
исполнительном производстве процессуальный документ судебного
пристава - исполнителя, вынесения постановления о возбуждении
производства об административном правонарушении или
предостережения о недопустимости нарушения судебным
приставом-исполнителем закона. На практике чаще всего прокуроры
вносят представления об устранении нарушений закона.
Исходя из положений законодательства прокурор или его заместитель
приносит протест на противоречащий закону правовой акт либо
обращается в суд об отмене данного правового акта. В частности,
протест прокурора может быть принесен на незаконные правовые акты
по исполнительному производству. Протест подлежит обязательному
рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его
поступления главному судебному приставу РФ или главному судебному
приставу субъекта РФ. При исключительных обстоятельствах,
требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор
вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О
результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается
прокурору в письменной форме.
Прокурор или его заместитель также вправе внести представление
главному судебному приставу РФ или главному судебному приставу
субъекта РФ об устранении выявленных нарушений закона. В течение
месяца со дня внесения представления указанному должностному лицу
должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных
нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О
результатах рассмотрения представления и принятых мер должно быть
сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор вправе возбудить административное производство в
отношении судебного пристава и иного должностного лица,
допустившего нарушение закона, о чем выносит мотивированное
постановление.
Существует и такая мера прокурорского реагирования, как
предостережение о недопустимости нарушения закона. Предостережение
выносится в письменной форме прокурором либо его заместителем в
целях предупреждения правонарушений, когда у прокурора имеются
сведения о еще не совершенных, но готовящихся правонарушениях.
Кроме того, прокурор при обнаружении в действиях судебных
приставов и (или) их руководителей признаков уголовно наказуемых
деяний вправе направить соответствующие материалы в другие
правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела и его расследования. При этом в соответствии со
своими полномочиями прокурор осуществляет надзор за законностью
возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного
дела и за предварительным расследованием.
Предусмотренные меры реагирования применяются по результатам
проверок соблюдения законов судебными приставами-исполнителями.
Нарушения выявляются и в ходе плановых прокурорских проверок, и
при проведении проверок по заявлениям (жалобам) взыскателей,
должников или иных участников исполнительного производства по
конкретным исполнительным производствам. Действующее
процессуальное законодательство относит прокурора к лицам,
участвующим в деле (ст. 34 ГПК РФ и ст. 40 АПК РФ), что связано с
его юридической заинтересованностью в исходе дела. Однако эта
заинтересованность носит иной характер, нежели заинтересованность
сторон, третьих лиц, заявителей и жалобщиков по делам неискового
производства, которые материально заинтересованы в исходе дела.
Прокурор является самостоятельным участником как гражданского, так
и арбитражного процесса, его участие не зависит от других лиц,
участвующих в деле. Вопрос о принятии участия в конкретном
гражданском деле в судах общей юрисдикции прокурор решает по своей
инициативе исходя из актуальности, сложности, общественного и
социального значения дела, состояния законности в регионе,
руководствуясь требованиями ст. 45 ГПК РФ.
Вместе с тем следует отметить, что Закон об исполнительном
производстве не содержит нормы, предоставляющей прокурору право на
оспаривание в судебном порядке или обжалование в порядке
подчиненности постановлений судебного пристава - исполнителя и
других должностных лиц ФССП России, их действий (бездействия) по
исполнению исполнительного документа. Такое право предоставлено
ст. 121 Закона об исполнительном производстве сторонам
исполнительного производства и иным лицам, чьи права и интересы
нарушены такими действиями (бездействием).
Прокурор может оспорить постановление судебного
пристава-исполнителя, его действие (бездействие) путем обращения в
суд в порядке ст. 45 ГПК РФ. Однако, к примеру, в делах по защите
прав и интересов несовершеннолетних в силу требований ч. 1 ст. 45
ГПК РФ ему придется обосновывать невозможность обращения в суд
родителей, иных законных представителей несовершеннолетних или
самих несовершеннолетних.
Например, прокурор Волгоградской области обратился в арбитражный
суд с заявлением в порядке ст. ст. 52 и 198 АПК РФ о признании
недействительным постановления судебного пристава-исполнителя об
окончании исполнительного производства. Решением арбитражного суда
в удовлетворении иска отказано со ссылкой, что прокурору не
предоставлено право на обжалование действий судебного пристава -
исполнителя. Постановлением Федерального арбитражного суда
Поволжского округа от 22 января 2004 г. N А12-14877/03-С32 решение
суда отменено, право на обращение прокурора в суд с заявлением о
признании недействительным постановления судебного
пристава-исполнителя подтверждено. Аналогичными являются
Постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного
округа от 13 ноября 2009 г. по делу N Ф03-6162/2009 и от 29 июля
2009 г. по делу N Ф03-3430/2009.
Типичные нарушения закона в деятельности судебных приставов -
исполнителей, выявляемые прокурорами:
- нарушение сроков возбуждения исполнительных производств;
- нарушение сроков направления сторонам исполнительных производств
копий постановлений;
- нарушение сроков окончания исполнительных производств;
- возбуждение исполнительного производства на основании копии
исполнительного листа (документа);
- нарушение ч. 1 ст. 34 Закона об исполнительном производстве об
объединении исполнительных производств в сводное производство;
- наличие в материалах исполнительных производств процессуальных
документов, не утвержденных начальником отдела - старшим судебным
приставом (постановление о взыскании исполнительского сбора,
постановление о распределении денежных средств, постановление о
принудительном приводе и т.д.);
- использование факсимиле подписи начальника отдела - старшего
судебного пристава для подписания и утверждения процессуальных
документов;
- отсутствие исходящих номеров на документах, направленных в адрес
должностных лиц и органов, выдавших исполнительные документы,
сторон исполнительного производства и третьих лиц (постановлениях
и запросах);
- нарушение порядка уничтожения исполнительных производств по
истечении сроков хранения (акты о выделении к уничтожению
документов, не подлежащих хранению, составляются с нарушением
установленного порядка; перечень исполнительных производств
указывается в приложении к акту; страницы акта и перечня не
нумеруются);
- отсутствие зональных книг учета исполнительных производств;
- несоответствие зональных книг учета исполнительных производств
установленному образцу и ведение их с нарушением установленного
порядка;
- отсутствие в зональных книгах учета исполнительных производств
сведений об остатках исполнительных производств, перенесенных на
начало года (вместо этого приобщаются акты инвентаризаций остатков
исполнительных производств);
- необоснованное вынесение постановлений о временном ограничении
выезда граждан из Российской Федерации;
- непринятие мер, направленных на проверку имущественного
положения должника (нет запросов в регистрирующие органы,
кредитные организации, не выходили по месту жительства и
нахождения должника, не объявлен розыск имущества и т.д.);
- отсутствие обращения к бухгалтерии работодателя должника
судебным приставом - исполнителем при вынесении постановления о
наложении взыскания на доходы должника;
- отсутствие должного взаимодействия подразделений розыска с
правоохранительными и иными органами исполнительной власти;
- заведение дел о розыске имущества и должников без достаточных на
то оснований (без заявления взыскателя, без проведения судебным
приставом-исполнителем каких-либо мер по установлению
имущественного положения должника либо при наличии в материалах
исполнительных производств сведений о погашении задолженности);
- нарушение сроков ведения розыскных дел и несвоевременное
продление этих сроков;
- наложение ареста на имущество должника, на которое не может быть
обращено взыскание;
- наложение ареста на имущество, явно не принадлежащее должнику;
- окончательная оценка арестованного имущества с нарушением
установленного порядка (без привлечения оценщика);
- нарушение сроков передачи арестованного имущества на реализацию;
- нарушение порядка ведения книг учета арестованного имущества
(информация по аресту и реализации имущества должников вносится не
в полном объеме, допускается исправление записей с использованием
корректирующей жидкости и т.п.);
- несвоевременная проверка книг учета арестованного имущества
(ежемесячно начальниками отделов - старшими судебными приставами и
ежеквартально начальником отдела организации работы по оценке и
реализации имущества должников и руководителем управления);
- привлечение виновных к административной ответственности в
нарушение сроков давности (ст. 4.5 КоАП РФ);
- незаконное возбуждение административного производства при
отсутствии достаточных оснований полагать о наличии
административного правонарушения;
- нарушение порядка составления протокола об административном
правонарушении, предусмотренного ст. 28.2 КоАП РФ (не разъяснены
права и обязанности участникам административного производства и
т.п.);
- несоставление протокола осмотра места административного
правонарушения в порядке ст. 28.1.1 КоАП РФ при наличии такой
необходимости либо составление его с грубым нарушением требований
указанной статьи (отсутствие понятых и т.п.);
- отсутствие постановлений о расчете задолженности по
исполнительным производствам о взыскании алиментов;
- наличие непрекращенных исполнительных производств о взыскании
алиментов в отношении умерших должников;
- наложение взыскания на денежные пособия, выплачиваемые должникам
на содержание детей;
- нарушение сроков рассмотрения заявлений и жалоб граждан,
предусмотренных ст. ст. 126 и 127 Закона об исполнительном
производстве и Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- несвоевременное перечисление денежных средств, поступивших на
депозитный счет подразделения судебных приставов в счет оплаты
долга взыскателям (при наличии в материалах исполнительного
производства данных о банковских реквизитах взыскателей);
- нарушение очередности удовлетворения требований взыскателей по
исполнительным документам;
- преждевременное взыскание исполнительского сбора, в том числе
без направления должнику постановления о взыскании
исполнительского сбора;
- нарушение ч. 4 ст. 112 Закона об исполнительном производстве: не
взыскивается исполнительский сбор по исполнительным производствам
о взыскании алиментов, оконченных на основании п. п. 1 и 8 ч. 1
ст. 47 данного Закона;
- составление фиктивных актов о невозможности взыскания
задолженности (в связи с отсутствием имущества и т.п.);
- несвоевременное направление материалов дознавателям для решения
вопроса о возбуждении уголовного дела при наличии признаков
состава преступления;
- и другие.
© 2015 www.pristavy-info.ru.