Осуществляя
контроль за исполнением налогоплательщиками своих обязанностей по
уплате налогов и сборов, налоговые органы в случае неуплаты или
неполной уплаты соответствующими лицами налога или сбора в
установленный срок, руководствуясь требованиями ст. ст. 45 и 46
Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), вправе произвести взыскание
налога за счет денежных средств, находящихся на счетах
налогоплательщика в банке, путем направления в банк инкассового
поручения (распоряжения) на списание в бесспорном порядке и
перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды)
необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или
налогового агента.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах
налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации
о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган
вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика
или его налогового агента. В этом случае полномочия налогового
органа по взысканию налога или сбора за счет имущества
налогоплательщика существенно различаются в зависимости от того,
является налогоплательщик организацией или физическим лицом.
Если налогоплательщиком является организация, налоговый орган
руководствуется положениями п. 7 ст. 46 и ст. 47 НК РФ. В этом
случае взыскание налога или сбора происходит за счет имущества
налогоплательщика-организации по решению руководителя (его
заместителя) налогового органа. В этих целях в течение трех дней с
момента вынесения такого решения соответствующее постановление
налогового органа направляется судебному приставу-исполнителю для
исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном
производстве.
Данное постановление, оформленное в соответствии с требованиями
Закона об исполнительном производстве (при наличии на нем отметки
кредитной организации о полном или частичном неисполнении
взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных
средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя),
является исполнительным документом, который должен быть принят к
исполнению судебным приставом-исполнителем.
Если налоговый орган принимает меры к обеспечению взыскания налога
или сбора за счет имущества налогоплательщика, являющегося
физическим лицом, он не вправе действовать в указанном выше
порядке, т.е. обращаться непосредственно к судебному
приставу-исполнителю.
В этом случае налоговый орган на основании ст. 48 НК РФ должен
обратиться в соответствующий суд (п. 2) с иском о взыскании налога
за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке
и наличных денежных средств данного налогоплательщика -
физического лица или налогового агента - физического лица в
пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
После этого взыскание налога или сбора на основании вступившего в
законную силу решения суда производится в порядке, установленном
Законом об исполнительном производстве, т.е. осуществляется
судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного
производства. По тем же правилам производится взыскание пени за
несвоевременную уплату налога и сбора.
Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 324-ФЗ "О внесении
изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
предусмотрено ограничение суммы задолженности, при которой
налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании
обязательных платежей с физических лиц.
Заявление о взыскании за счет имущества физического лица подается
в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев
со дня, когда указанная сумма превысила 1500 руб., а также по
истечении срока исполнения всех требований по уплате, не
исполненных физическим лицом на дату подачи налоговым органом
заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого
раннего требования об уплате, учитываемого налоговым органом при
расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей
взысканию с физического лица, такая сумма не превысила 1500 руб.,
налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в
течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего
срока.
В целях организации взаимодействия ФССП России и ФНС России по
реализации указанных выше положений НК РФ, Закона об
исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, а также
иных законодательных актов РФ заключено Соглашение ФНС России N
ММ-25-1/9 и ФССП России N 12/01-7 от 9 октября 2008 г. "О порядке
взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы
судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов
и иных исполнительных документов".
В соответствии с данным Соглашением судебному приставу-исполнителю
одновременно с исполнительным документом предоставляется
необходимая для принудительного исполнения судебных актов и актов
иных органов информация о должнике-организации или должнике -
индивидуальном предпринимателе:
1) об идентификационном номере (далее - ИНН) должника-организации;
2) о номерах его расчетных, текущих и иных счетов;
3) о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных
организаций, в которых открыты его счета;
4) о его финансово-хозяйственной деятельности по установленным
формам отчетности;
5) о его юридическом адресе и месте нахождения;
6) о фактических адресах, телефонах головной организации-должника
и ее структурных подразделений;
7) о результатах мер по розыску должника и его имущества,
осуществленных правоохранительными органами по запросу
территориального органа ФНС России;
8) о наличии кассовых аппаратов.
При наличии также направляется копия протокола административного
ареста имущества должника, произведенного налоговым органом в
соответствии со ст. 77 НК РФ. Налоговые органы обязаны направлять
также одновременно с постановлением о взыскании за счет имущества
должника выписку из Единого государственного реестра юридических
лиц, соответствующую налоговую декларацию в том случае, когда
налогоплательщик - юридическое лицо находится на упрощенной
системе налогообложения и соответственно не представляет
бухгалтерские балансы.
Характеризуя формы взаимодействия судебных приставов и налоговых
органов, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что они в конечном счете
определяются различиями в полномочиях налогового органа при
взысканиях с налогоплательщиков - организаций и физических лиц и
соответствующими различиями в процедуре осуществления такого
взыскания, обусловленными положениями ст. 45 НК РФ, в соответствии
с которой взыскание налога с организаций производится в бесспорном
порядке, если иное не предусмотрено законом, а взыскание налога с
физического лица - в судебном порядке.
Важно отметить, что вышеуказанным соглашением предусмотрена
возможность направления судебным приставом-исполнителем в
соответствующий территориальный орган ФНС России заявления о
принятии решения об отложении подачи заявления в арбитражный суд о
признании должника банкротом, если он обоснует, что арест и
реализация имущества, а также иные меры принудительного исполнения
позволят в течение двух месяцев погасить задолженность перед
Российской Федерацией в полном объеме.
© 2015 www.pristavy-info.ru.