Основные
должностные права и обязанности судебного пристава-исполнителя
определены законами о судебных приставах и об исполнительном
производстве, именно они определяют его должностной статус и
отличают от других государственных служащих.
Необходимо отметить, что, как представитель государственной
власти, должностное лицо, непосредственно осуществляющее
государственные функции, основным предназначением которого
являются дела публичные, общее благо в установленной сфере
деятельности в рамках предоставленной компетенции, судебный
пристав-исполнитель наделен правами для исполнения своих
обязанностей. В связи с этим, хотя законодатель все же
дифференцирует права и обязанности судебного пристава-исполнителя,
целесообразно рассматривать их в совокупности, т.е. вести речь о
его полномочиях.
Их можно классифицировать по различным основаниям:
I. По степени обязательности применения.
II. По характеру воздействия.
III. По направлениям деятельности.
IV. По степени самостоятельности принятия управленческих решений.
I. По степени обязательности применения полномочия судебного
пристава - исполнителя подразделяются на: 1) обязательные - те,
что установлены нормами о должном поведении судебного
пристава-исполнителя, невыполнение которых влечет нарушение прав и
законных интересов граждан и организаций и неблагоприятные
последствия в виде установленной законом ответственности для
судебного пристава исполнителя; и 2) дискреционные -
устанавливающие возможное поведение судебного пристава-исполнителя
в конкретных условиях, предоставляющие ему право выбора того или
иного варианта поведения (действия, бездействия).
К обязательным полномочиям, закрепленным в Законе об
исполнительном производстве, судебного пристава-исполнителя
относятся такие, как: а) возбуждение исполнительного производства
в установленный срок (ч. ч. 1 и 8 ст. 30); б) направление копий
постановления о возбуждении исполнительного производства в
установленный срок сторонам исполнительного производства, в суд,
другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный
документ (ч. 17 ст. 30); в) предупреждение определенных законом
лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ за
неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его
исполнению (ч. 18 ст. 30); г) извещение об исполнительных
действиях и о мерах принудительного исполнения лиц, участвующих в
исполнительном производстве, или вызов их к судебному
приставуисполнителю либо на место совершения исполнительных
действий (ч. 1 ст. 24); д) отмена назначенных мер принудительного
исполнения в постановлении о прекращении исполнительного
производства (ч. 1 ст. 44); е) приглашение не менее двух понятых
при совершении исполнительных действий и применении мер
принудительного исполнения, связанных со вскрытием жилых, нежилых
помещений и хранилищ, занимаемых должником, осмотром имущества
должника, наложением на него ареста и т.д. (ч. 1 ст. 59); и др.
Дискреционные полномочия предоставляют право выбора действий из
числа установленных законодателем и позволяют применять или не
применять, использовать либо не использовать те или иные из них
для выполнения конкретной задачи. К ним относятся, например, такие
полномочия, как: а) поручение другому судебному приставу -
исполнителю совершить исполнительные действия на той территории,
на которую не распространяются его собственные полномочия, и на
время исполнения данного поручения приостановить основное
исполнительное производство (ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном
производстве); б) обращение в суд, другой орган или к должностному
лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении
его положений, способа и порядка его исполнения (ч. 1 ст. 32
Закона об исполнительном производстве); в) приостановление
исполнительного производства полностью или частично в случаях
нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении,
розыска должника-гражданина или розыска ребенка и т.д. (ч. 2 ст.
40 Закона об исполнительном производстве) и др.
II. По характеру воздействия должностные полномочия в зависимости
от необходимости применять меры административного принуждения
(меры принудительного исполнения) можно подразделить на два вида:
1) те, которые применяются без использования мер принудительного
исполнения, и 2) те, которые являются собственно полномочиями по
применению мер принудительного исполнения - властными мерами
административного принуждения.
Судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного
исполнения исполнительного документа, за исключением определенных
Законом об исполнительном производстве случаев (ч. 14 ст. 30).
Если должник использует это право, судебный пристав-исполнитель не
применяет свои полномочия, предоставленные ему для принудительного
исполнения, а лишь принимает исполнительный документ, заявление
взыскателя или иные документы, удостоверяющие его полномочия,
выносит постановление о возбуждении исполнительного производства,
направляет его копии в установленный срок в соответствующие
адреса, вызывает стороны исполнительного производства,
предупреждает об уголовной ответственности за неисполнение
судебного акта, воспрепятствование исполнения в случаях, когда
должником является представитель власти, государственный или
муниципальный служащий и т.д., констатирует исполнение, выносит
постановление об окончании исполнительного производства, копии
которого в установленный срок направляет в те же адреса.
В случае неисполнения должником исполнительного документа в срок,
установленный для добровольного исполнения, судебный
пристав-исполнитель применяет полномочия для принудительного
исполнения (ст. ст. 64 и 68). Действующий Закон об исполнительном
производстве существенно расширил данные полномочия, что позволяет
судебным приставам-исполнителям более эффективно исполнять
поставленные перед ними задачи.
Так, для осуществления принудительного исполнения судебный пристав
- исполнитель запрашивает необходимые сведения у организаций и
физических лиц, в том числе получает и обрабатывает персональные
данные; проводит проверку финансовых документов; дает поручения по
исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе;
входит в жилые и нежилые помещения и хранилища; накладывает арест
на имущество должника, изымает его, передает на хранение;
самостоятельно или с привлечением оценщика производит оценку
имущества; производит розыск должника, его имущества, розыск
ребенка; обращается в орган, осуществляющий госрегистрацию прав на
имущество и сделок с ним, для проведения госрегистрации права
собственности должника, иного имущественного права в целях
последующего обращения взыскания на указанное имущество; временно
ограничивает выезд должника из РФ; принудительно вселяет, выселяет
должника; обращает взыскание на его имущество; взыскивает
исполнительский сбор; осуществляет иные действия, предусмотренные
федеральным законом или исполнительным документом.
Полномочия по обработке персональных данных появились у судебного
пристава-исполнителя на основании Федерального закона от 27 июля
2010 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О
судебных приставах" и статью 64 Федерального закона "Об
исполнительном производстве" по вопросам предоставления судебным
приставам персональных данных". Названный Закон снял
существовавшую ранее неопределенность относительно получения
судебным приставом-исполнителем информации, относящейся к
персональным данным. Следует отметить, что некоторые органы и
организации ставили под сомнение возможность получения подобной
информации судебным приставом в рамках исполнительного
производства. Теперь же все несоответствия между
законодательствами об исполнительном производстве и о персональных
данных устранены.
В настоящее время также внесены изменения в Федеральный закон "О
персональных данных" (в части уточнения условий и правил обработки
персональных данных), согласно которым обработка биометрических
персональных данных (сведения, которые характеризуют
физиологические и биологические особенности человека, на основании
которых можно установить его личность) может осуществляться без
согласия субъекта персональных данных в связи с осуществлением
правосудия и исполнением судебного акта, акта другого органа или
должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с
законодательством Российской Федерации об исполнительном
производстве (ранее проект Федерального закона N 282499-5 "О
внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" (в
части уточнения условий и правил обработки персональных данных).
Появление отдельных новых полномочий судебных
приставов-исполнителей на основании действующего Закона об
исполнительном производстве уже доказало свою эффективность.
К рассматриваемому виду полномочий относится и юрисдикционное
полномочие судебного пристава-исполнителя по рассмотрению дел об
административных правонарушениях, связанных с нарушением
законодательства об исполнительном производстве (ч. ч. 1 и 3 ст.
17.14, ст. 17.15 КоАП РФ). За невыполнение должником законных
требований судебного пристава-исполнителя, предоставление
недостоверных сведений о правах на имущество, несообщение
источников доходов, места жительства, а также в иных случаях
судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника
протокол об административном правонарушении в соответствии с
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным законом "О внесении изменений в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон
"Об исполнительном производстве" внесены изменения, согласно
которым устанавливается общий порядок привлечения лиц, виновных в
нарушении исполнительного законодательства, к административной
ответственности, лишая судебных приставов-исполнителей права
наложения штрафов в процессе исполнения исполнительных документов
(ранее проект Федерального закона N 432316-5 "О внесении изменений
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (о введении
общего порядка рассмотрения дел об административных
правонарушениях в исполнительном производстве).
III. По направлениям деятельности должностные полномочия судебного
пристава - исполнителя можно подразделить на две большие группы:
1) полномочия по имущественным взысканиям;
2) полномочия по неимущественным взысканиям.
К первой группе относятся следующие полномочия: а) по взысканию
денежных средств в пользу граждан, организаций, в бюджетную
систему РФ по принудительному взысканию задолженности по налогам,
сборам и таможенным платежам, госпошлины, исполнительского сбора,
штрафов по приговорам суда, штрафов за административные
правонарушения, наложенные судами, другими специально
уполномоченными органами (например, органами Госавтоинспекции,
Роспотребнадзором и др.); б) по алиментным взысканиям; в) по
исполнению документов о присуждении имущества в натуре; г) по
исполнению документов о жилищных спорах; д) по аресту имущества в
обеспечение иска и др.
Это огромный блок исполнительных производств, посредством которых
судебный пристав-исполнитель, применяя меры принудительного
исполнения, взыскивает необходимые денежные средства и иное
имущество: обращает взыскание на денежные средства и ценные
бумаги, на периодические платежи, на имущественные права должника,
изымает имущество и т.д.
Применение судебным приставом-исполнителем возложенных на него
полномочий для исполнения исполнительных документов по
имущественным взысканиям связано с осуществлением деловых связей,
взаимодействием с другими публичными органами и организациями, с
обменом информацией с налоговыми, таможенными, пограничными
органами, органами госрегистрации, органами внутренних дел,
Пенсионным фондом, Рострудом, Роспотребнадзором,
Госавтоинспекцией, банками и другими кредитными организациями и
т.д. В связи с этим на первый план выходят вопросы административно
правового регулирования, связанного с взаимодействием судебных
приставов с иными публичными органами и организациями.
К полномочиям судебного пристава-исполнителя по неимущественным
взысканиям относятся: а) принудительное вселение взыскателя в
жилое помещение; б) принудительное выселение должника из жилого
помещения; в) освобождение нежилого помещения, хранилища от
пребывания в них должника и его имущества; г) составление в
отношении должника протокол об административном правонарушении в
соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях по ст. 17.15 КоАП РФ; д) исполнение решения суда
по административному приостановлению деятельности должника; е)
другие, в зависимости от требования неимущественного характера,
содержащегося в исполнительном документе.
Порядок применения указанных полномочий регулируется гл. 13 Закона
об исполнительном производстве, в развитие положений которой
принимаются правовые акты ФССП России и его территориальными
органами с учетом региональных особенностей, КоАП РФ.
IV. По степени самостоятельности принятия управленческих решений
должностные полномочия судебного пристава-исполнителя можно
подразделить на:
1) исключительные;
2) неисключительные.
Исключительные должностные полномочия - те, которые судебный
пристав - исполнитель осуществляет самостоятельно, без
согласования со старшим судебным приставом, без учета
волеизъявления взыскателя и без содействия других публичных
органов, специализированных подразделений территориального органа
ФССП России, силовых структур органов внутренних дел. К ним
относятся: вынесение постановлений в ходе исполнительного
производства в случае, если законом или иным правовым актом не
предусмотрено наличие заявления взыскателя либо согласование с
вышестоящим должностным лицом; обращение за разъяснениями способа
и порядка исполнения исполнительного документа в случае неясности
его положений; установление срока для добровольного исполнения,
предупреждение о взыскании исполнительского сбора в случае
принудительного исполнения; направление копий постановлений
установленным законом адресатам и некоторые другие.
Неисключительные должностные полномочия судебного
пристава-исполнителя - те, которые он не вправе осуществлять
самостоятельно: делает это либо по заявлению взыскателя, либо с
разрешения старшего судебного пристава; с обязательным
уведомлением или по согласованию с главным судебным приставом
субъекта РФ; при организационной, информационной, "силовой" и
других видах поддержки иных публичных органов (например,
сотрудников органов внутренних дел), а также специализированных
подразделений территориального органа ФССП России.
Следует отметить, что применение судебным приставом-исполнителем
возложенных на него полномочий требует от него ответственного
подхода к принимаемым решениям, соблюдению принципов
исполнительного производства (ст. 4 Закона об исполнительном
производстве).
© 2015 www.pristavy-info.ru.