Для
возбуждения исполнительного производства мало предъявления
исполнительного документа и заявления. Прежде чем исполнительное
производство будет возбуждено, судебный пристав-исполнитель
совершает ряд действий, а именно решает, есть ли основания для
возбуждения исполнительного производства или следует отказать
заявителю в возбуждении исполнительного производства. В связи с
этим судебный пристав-исполнитель, принимая исполнительный
документ к исполнению, должен проверить совокупность
обстоятельств:
- надлежащим ли субъектом предъявлен исполнительный документ к
исполнению;
- соответствует ли исполнительный документ требованиям,
предусмотренным законом;
- не истек ли срок предъявления исполнительного документа к
исполнению;
- соблюдены ли правила о территориальной компетенции при
предъявлении исполнительного документа;
- предъявлялся ли ранее исполнительный документ к исполнению.
Необходимо также обращать внимание на правильность указания
взыскателя и должника в исполнительном документе. Иногда следом за
допущенной ошибкой в судебном решении в исполнительном листе в
качестве стороны исполнительного производства указывается бюджет
РФ или казна РФ, что неверно, поскольку они не были и не могли
быть стороной рассмотренного спора. В качестве стороны
исполнительного производства в данном случае выступает
администратор соответствующего платежа в доход государства.
Например, администратором госпошлины являются налоговые органы,
административного штрафа за нарушение правил дорожного движения -
МВД России и его территориальные управления внутренних дел,
уголовного штрафа, судебных издержек, исполнительского сбора -
ФССП России и ее территориальные органы.
Соответствие исполнительного документа требованиям,
предусмотренным законом. Под названным обстоятельством, которое
должен проверить судебный пристав исполнитель при принятии
исполнительного документа, следует понимать:
- является ли предъявляемый документ исполнительным;
- соответствует ли он требованиям, установленным в законе (ст. 13
Закона об исполнительном производстве). Применительно к отдельным
видам исполнительных документов могут предъявляться требования,
указанные в иных нормативных актах. Например, требования к
судебному приказу изложены в ГПК РФ, к содержанию исполнительного
листа, выдаваемого арбитражным судом, - в АПК РФ.
Далее следует определить, вступило ли решение, на основе которого
выдан исполнительный документ, в законную силу. Решения судов
общей юрисдикции вступают в законную силу через 10 дней, если не
поступила кассационная или апелляционная жалоба (на решение
мирового судьи). Немедленно вступают в законную силу кассационные,
апелляционные и надзорные постановления.
Определение суда общей юрисдикции и арбитражного суда об
обеспечении иска приводится в исполнение немедленно. Подача
частной жалобы или протеста на определение об обеспечении иска не
приостанавливает исполнения этого определения.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении
месячного срока после его принятия, если на решение не принесена
апелляционная жалоба. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ,
постановления апелляционной, кассационной и надзорной инстанций
арбитражных судов вступают в законную силу с момента их принятия.
Законом предусмотрены случаи немедленного исполнения судебных
решений. Немедленное исполнение - это исполнение судебных решений,
не вступивших в законную силу, при наличии к тому оснований.
© 2015 www.pristavy-info.ru.